меню
Іздеу
Уважаемые посетители блога президента МТГУ!

С радостью сообщаем о запуске блог платформы президента МТГУ! В блоге публикуются ранее заданные вопросы через обратную связь в вкладке "Контакты". В блог платформе каждый желающий может задать свои вопросы путем добавления комментарий к статье "Вопросы о МТГУ", для публикаций вопроса достаточно наличие электронной почты.


БИОГРАФИЯ ПРЕЗИДЕНТА МТГУ

Амангельды Джумагалиевич Омаров родился 30 апреля 1941 года в городе Балхаше Карагандинс­кой области в семье железнодорож­ника. Отец Омаров Жумагали Омарович (1902 - 1975) являлся заслуженным строителем Казахской ССР, Почетным же­лезнодорожником, кавалером орденов Ленина и Дружбы наро­дов, был строителем Турксиба, начальником управления Туркестано-Сибирской железной дороги, главным инженером Казахской железной дороги, с 1969 по 1975 гг. директором Алматинского фи­лиала Ташкентского института инженеров железнодо­рожного транспорта.

Омаров А.Д. учился в железнодорожных школах на тех станциях и городах, где приходи­лось по делам службы проживать ро­дителям. После окончания средней школе № 2 им. Абая в г.Бал­хаше, в 1960 году он посту­пает в Новосибирский институт ин­женеров железнодорожного транспор­та на специальность «Строительство же­лезных дорог, путь и путевое хозяй­ство», так как  первые технические знания по­лучил у своего отца, строителя Туркестано-Сибирской железной дороги.

В 1966 году после окончания вуза, получив квалификацию инженера путей сообщения-строителя, Амангельды Омаров работал бригадиром, старшим мастером Арысской дистанции пути Казахской железной до­роги. Затем в течение пяти лет он трудился в Карагандинской дистанции пути: дорожным мастером, старшим дорожным масте­ром. В сентябре 1968 года подающего большие надежды специалиста и хорошего организатора Амангельды Омарова назначают главным инже­нером этой же дистанции.

В июле 1971 года А.Омарова назначили начальником Балхашской дистанции пути и  в 1972 году его пере­вели на должность первого руководителя Карагандинской дистанции пути, где в течение  пяти лет он обеспечивал содержание путевого хозяйства на важней­шем углепогрузочном и одновременно транзитном узле, состоящем из десятка решающих станций, в том числе Караганда-Сортировочная.

Как начальник дистанции А.Омаров был хорошим организатором и основным испол­нителем всей работы. Своим упорством и силой, умением сплотить коллектив и противостоять стихии он был примером и вел за собой дру­гих. Его инженерное мышление,  инициатива и творческий подход к работе в выполнении поставленных задач были оценены руководством вновь созданной Целинной железной дороги. В июле 1977 года Аман­гельды Джумагалиевича назначают сначала начальником отдела пути, затем заместителем начальника Карагандинского отделения по пути и строительству, главным инженером Карагандинского отделения. Это было время строительства вторых путей на направлении Жарык —Мо­инты, электрификации участка Караганда — Жарык —Моинты. А.Омаров умело решает вопросы с проектными и строительными организациями, вносит большой вклад в развитие отделения дороги. Одновременно он организует деятельность дистанций пути, путевых машинных станций по обеспечению содержания и ремонта пути на одном из самых напря­женных участков основного хода Анар —Караганда —Моинты.

Также большую организаторскую работу проводил Амангельды Джумага­лиевич Омаров на Алма-Атинской магистрали, куда его перевели в 1983 году заместителем начальника дороги. Управлением дороги была подготовлена и реализована обширная программа коренной модернизации магистрали. Были рекон­струированы и расширены практически все локомотивные депо, боль­шое развитие получило путевое хозяйство на всех крупных узлах и станциях с модернизацией устройств СЦБ. Электрифицировано направле­ние Моинты - Чу и начаты работы со стороны станции Ченгельды. Одним из организаторов этих работ на местах был и заместитель начальника дороги А.Омаров. Именно он принимал решения по многим вопросам развития технических средств, исходя не из готовых проектов, а опираясь на свои инженерные знания и опыт.

Учитывая имеющийся опыт работы зарубежных стран по укладке железнодорожного пути, А.Омаров проводит работы по модификации кон­струкций верхнего строения рельсов, возглавляя работу по укладке рельсов тяжелого типа на железобетонных шпалах, расширению полиго­на бесстыкового пути и реконструкции искусственных сооружений. Он является одним из организаторов проек­тирования и восстановления железнодорожной магистрали через пере­ход Актогай - Дружба -Алашанькоу. Именно А.Д.Омаров, в течение 1988-1990 годов, находясь безвыездно на участке Актогай - Дружба и на при­граничной станции, привлекая людей со всей дороги, проводил работы по восстановлению путевого хозяйства, разрушенных зданий и сооруже­ний. Тысячи людей работали на участке. А.Д.Омаров занимался расставлением всех на станциях, на объектах, обеспечением материалами и оборудованием, оплачиванием выпол­ненных работ, созданием им условий проживания и питания. Наряду с другими транспортными стройками эта ма­гистраль вошла в летопись трудовых свершений Республики Казахстан как сбывшаяся мечта народов Казахстана и Китая. Магистраль была сдана в эксплуатацию в сложнейших технико-экономических условиях и за рекордно короткие сроки.

В 1991 году А.Д. Омаров был назначен начальником Алма-атинской дороги. В июле 1991 года открывает­ся грузовое движение, а в июне 1992 года - пассажирское движение по маршруту Алматы - Урумчи между Казахстаном и Китаем. При участии А.Д.Омарова были открыты новые маршруты, служащие развитию кон­тейнерных перевозок по направлению Казахстан - Китай - Япония - Юж­ная Корея - Малайзия -Сингапур, что способствовало созданию новых международных транспортных коридоров и формированию региональ­ного экономического сотрудничества на Азиатском континенте.

Во время работы А. Омарова начальником дороги большая часть Алма-Атинской магистрали была переведена на электрическую тягу, электри­фицированы важнейшие направления: Шу - Арысь, Шу - Отар - Алма-Ата. 4 января 1995 года состоялась торжественная церемония откры­тия последнего электрифицированного участка Луговая - Шу, на кото­рую прибыла правительственная комиссия во главе с президентом Рес­публики Казахстан Н.Назарбаевым. Пуск этого участка завершил многолетнюю работу по созданию непрерывной Трансказахстанской электро­магистрали от Пресногорьковской на севере до Сары-агача на юге. Осо­бая заслуга А.Омарова в том, что он сумел организовать продолжение работ по электрификации в 90-е годы в условиях отсутствия централизо­ванного финансирования, разрыва хозяйственных связей. Многие дета­ли и конструкции были изготовлены на дороге, основные работы выпол­нили сами железнодорожники.

А.Д.Омаров многое сделал для организации работы Алма-Атинской, да и других дорог Казахстана, в начальный период суверенного разви­тия и перехода к рыночным условиям. Совместно с Министерством транс­порта и коммуникаций была сохранена система материально-техничес­кого снабжения, создан «Темирбанк», обеспечивший взаиморасчеты между дорогами, система экспедирования международных перевозок грузов, не был допущен безудержный рост тарифов и, тем самым, под­держаны промышленность и сельское хозяйство Казахстана.

Решая большие производственные задачи, начальник Алма-Атинской железной дороги не оставляет без внимания и социальную сферу. В этот период были построены сотни тысяч квадратных метров жилой площа­ди, ряд школ, детских садов и яслей. Построена водопроводная сеть для обеспечения питьевой водой огромного участка Агадырь - Жарык - Бал­хаш - Саяк  - Актогай, а также на станции Ченгельды.

Как  железнодорож­ник с большой практикой и ученый А.Омаров обобщает исследования отечественных и зарубежных представителей науки, рассматривает но­вые подходы к устройству и проектированию рельсовой колеи, автома­тизации и технологии производства путевых работ, теоре­тически обосновывает вопросы долговечности железнодорожных рель­сов, обеспечения надежности их работы, прогнозирования расстройств рельсовой колеи на стрелочных переводах, методики оптимизации пара­метров бесстыкового пути.

Вопросы развития сети железных дорог и их инфраструктуры, увеличения скорости дви­жения поездов, повышения качества транспортных услуг, обеспечения сохранности грузов, улучшения социально-бытовых условий транспорт­ников, а также многие другие изложены в научных трудах А.Ома­рова, например как «Электрификация железных дорог в Казахстане» (1995), «Проектирование железных дорог в пус­тынях с подвижными песками» (1999), «Земляное полотно же­лезных дорог в Казахстане» (2000) и т.д.  Им опубликовано более двухсот научных статей, двадцати монографий, получено шесть авторских свидетельств.

С образованием в 1997 году Республиканского государственного пред­приятия «Қазахстан темір жолы» (РГП «ҚТЖ») А.Омаров был назначен первым замес­тителем Генерального директора. Затем в июле 1997 года был назначен ректо­ром Казахской академии транспорта и коммуникаций (КазАТК), созданного на базе Алма-атинского института инженеров железнодо­рожного транспорта и Алма-атинского автомобильно-дорожного инсти­тута. Он   стал первым президентом КазАТК.

Сам А.Д. Омаров в 1989 году защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 1999 году А.Омаров - диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук.

В 2000 года А.Омаров утвержда­ется председателем диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по двум специальностям: «Железнодо­рожный путь, изыскания и проектирование дорог» и «Проектирование и строительство автомобильных дорог, аэродромов, мостов и тоннелей.

Под руководством А.Д.Омарова разработаны государственные стан­дарты образования по всем специальностям транспорта, типовые про­граммы и учебные планы. Он является инициатором создания журналов «Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций» (2000) и «Промышленный транспорт Казахстана» (2004).

Инженерная, научная, педагогическая и общественная деятельность А.Д.Омарова получила высокую оценку. За значительный вклад в разви­тие транспортно-коммуникационного комплекса страны, расширение меж­дународных связей в области железнодорожного транспорта ему при­своено звание Заслуженного работника транспорта Республики Казах­стан, отмечен медалью «За доблест­ный труд», Знаком «Почетному железнодорожнику», он избран действительным членом Международ­ной академии информации, является академиком Международной академии транспорта, а также удостоен знака «Почетный работник образования Республики Казахстан».

            А. Д.Омаровым в 2000 году организован Казахский университет путей сообще­ния, который он возглавляет сам с 2003 года. Университет готовит специалистов технического и экономического направления для транспортных и коммуникационных предприятий и других отраслей экономики Казахстана по 11 специальностям колледжа, 16 специальностям бакалавриата, 9 специальностям магистратуры и 4 специальностям докторантуры PhD.

Он - хороший семьянин, любящий отец и дедушка. Супруга Аман­гельды Джумагалиевича Карима Абилкасовна - по профессии бухгалтер-эконо­мист. Дочери Ботагоз и Гульмира кандидаты экономических наук, доктора философии PhD .

Амангельды Джумагалиевич Омаров, инженер и ученый, орга­низатор науки и специалист, обладающий как теоретическими, так и практическими знаниями в области железнодорожного дела, извест­ен не только в Казахстане, но и за рубежом.